KaraBars | Дата: Воскресенье, 02.04.2017, 15:20 | Сообщение # 1 |
 Хранитель
Группа: Хранитель
Сообщений: 821
Статус: Оффлайн
| ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОДУРМАНИВАЮТСЯ
Л.Н. Толстой о курении табака
В этом одном причина распространения всех одуряющих веществ и между другими табака, едва ли не самого распространенного и самого вредного.
Предполагается, что табак веселит, уясняет мысли, привлекает к себе только как всякая привычка, ни в каком случае не производя того действия заглушения голоса совести, которое признается за вином. Но стоит только повнимательнее вглядеться в условия, при которых проявляется особенная потребность в курении, для того чтобы убедиться, что одурманение табаком, точно так же как и вином, действует на совесть, и что люди сознательно прибегают к этому одурманению именно тогда, когда оно нужно им для этой цели.
Если бы табак только уяснял мысли и веселил, не было бы этой страстной потребности в нем и потребности именно в известных, определенных случаях, и не говорили бы люди, что они готовы пробыть скорее без хлеба, чем без табаку, и действительно часто не предпочитали бы курение пище.
Тот повар, который зарезал свою барыню, рассказывал, что когда он, войдя в спальню, резнул ее ножом по горлу и она упала, хрипя, и кровь хлынула потоком, то он заробел. «Я не мог дорезать, — говорил он, — и вышел из спальни в гостиную, сел там и выкурил папироску». Только одурманившись табаком, он почувствовал себя в силах вернуться в спальню дорезать старуху и разобраться в ее имуществе.
Очевидно, потребность курить в эту минуту была вызвана в нем не желанием уяснить мысли или развеселиться, а необходимостью заглушить что-то, мешавшее ему доделать задуманное дело.
Такую определенную потребность к одурманению себя табаком в известные, самые затруднительные минуты может заметить в себе всякий курящий. Вспоминаю за время своего курения, когда я чувствовал особенную потребность в табаке. Всегда это было в такие минуты, когда мне именно хотелось не помнить то, что я помнил — хотелось забыть, не думать. Сижу я один, ничего не делаю, знаю, что мне надо начать работу, и не хочется, — я закуриваю и продолжаю сидеть. Я обещал кому-либо быть у него в 5 часов и засиделся в другом месте; я вспоминаю, что я опоздал, но мне не хочется помнить это, — и я курю. Я раздражен и говорю человеку неприятное и знаю, что делаю дурно, и вижу, что надо перестать, но мне хочется дать ход своему раздражению, — я курю и продолжаю раздражаться. Я играю в карты и проигрываю больше того, чем то, чем я хотел ограничиться, — я курю. Я поставил себя в неловкое положение, я дурно поступил, ошибся, и мне надо сознать свое положение, чтобы выйти из него, но не хочется сознаться, — я обвиняю других и курю. Я пишу и не совсем доволен тем, что пишу. Надо бросить, но хочется дописать то, что задумал, — я курю. Я спорю и вижу, что мы с противником не понимаем и не можем понять друг друга, но хочется высказать свои мысли, — я продолжаю говорить и курю.
Особенность табака от других одуряющих веществ, кроме легкости одурманивания себя им и его кажущейся безвредности, заключается еще и в его, так сказать, портативности, возможности прилагать его к мелким отдельным случаям. Не говоря уже о том, что употребление опиума, вина, гашиша сопряжено с некоторыми приспособлениями, которые не всегда можно иметь, табак же и бумагу всегда можно иметь с собой, и о том, что курильщик опиума, алкоголик возбуждает ужас, человек же, курящий табак, не представляет ничего отталкивающего, — преимущество табака перед другими дурманами то, что дурман опиума, гашиша, вина распространяется на все впечатления и действия, получаемые и производимые в известный, довольно продолжительный период времени, дурман же табака может быть направлен на каждый отдельный случай. ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ, — ВЫКУРИВАЕШЬ ПАПИРОСКУ, ОДУРМАНИВАЕШЬСЯ НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО НУЖНО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НЕ НАДО БЫЛО, И ОПЯТЬ СВЕЖ И МОЖЕШЬ ЯСНО МЫСЛИТЬ И ГОВОРИТЬ; ИЛИ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО СДЕЛАЛ ТО, ЧЕГО НЕ СЛЕДОВАЛО, — ОПЯТЬ ПАПИРОСКА, И НЕПРИЯТНОЕ СОЗНАНИЕ ДУРНОГО ИЛИ НЕЛОВКОГО ПОСТУПКА УНИЧТОЖЕНО, И МОЖЕШЬ ЗАНЯТЬСЯ ДРУГИМ И ЗАБЫТЬ.
Но не говоря о тех частных случаях, в которых всякий курящий прибегает к курению, не как к удовлетворению привычки и препровождению времени, А КАК К СРЕДСТВУ ЗАГЛУШЕНИЯ СОВЕСТИ ДЛЯ ПОСТУПКОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ БЫТЬ СДЕЛАНЫ ИЛИ УЖЕ СДЕЛАНЫ, разве не очевидна та строго определенная зависимость между образом жизни людей и их пристрастием к курению?
КОГДА НАЧИНАЮТ КУРИТЬ МАЛЬЧИКИ? — ПОЧТИ ВСЕГДА ТОГДА ЖЕ, КОГДА ОНИ ТЕРЯЮТ ДЕТСКУЮ НЕВИННОСТЬ. ОТЧЕГО ЛЮДИ КУРЯЩИЕ МОГУТ ПЕРЕСТАВАТЬ КУРИТЬ, КАК СКОРО СТАНОВЯТСЯ В БОЛЕЕ НРАВСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, И ОПЯТЬ НАЧИНАЮТ КУРИТЬ, КАК ТОЛЬКО ПОПАДАЮТ В РАЗВРАЩЕННУЮ СРЕДУ? ПОЧЕМУ ИГРОКИ ПОЧТИ ВСЕ КУРЯТ? ПОЧЕМУ ИЗ ЖЕНЩИН МЕНЬШЕ КУРЯТ ЖЕНЩИНЫ, ВЕДУЩИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ? ПОЧЕМУ ПРОСТИТУТКИ И СУМАСШЕДШИЕ ВСЕ КУРЯТ? ПРИВЫЧКА ПРИВЫЧКОЙ, НО ОЧЕВИДНО, ЧТО КУРЕНИЕ НАХОДИТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОТРЕБНОСТИ ЗАГЛУШЕНИЕ СОВЕСТИ И ЧТО ОНА ДОСТИГАЕТ ЭТОЙ СВОЕЙ ЦЕЛИ.
НАБЛЮДЕНИЕ О ТОМ, ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ КУРЕНИЕ ЗАГЛУШАЕТ ГОЛОС СОВЕСТИ, МОЖНО СДЕЛАТЬ НАД ВСЯКИМ ПОЧТИ КУРИЛЬЩИКОМ. ВСЯКИЙ КУРИЛЬЩИК, ПРЕДАВАЯСЬ СВОЕЙ СТРАСТИ, ЗАБЫВАЕТ ИЛИ ПРЕНЕБРЕГАЕТ САМЫМИ ПЕРВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ОБЩЕЖИТИЯ, КОТОРЫХ ОН ТРЕБУЕТ ОТ ДРУГИХ И КОТОРЫЕ ОН СОБЛЮДАЕТ ВО ВСЕХ ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СОВЕСТЬ ЕГО НЕ ЗАГЛУШЕНА ТАБАКОМ. ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК НАШЕГО СРЕДНЕГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЗНАЕТ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНЫМ, НЕБЛАГОВОСПИТАННЫМ, НЕГУМАННЫМ ДЛЯ СВОЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ НАРУШАТЬ СПОКОЙСТВИЕ И УДОБСТВО, А ТЕМ БОЛЕЕ ЗДОРОВЬЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. НИКТО НЕ ПОЗВОЛИТ СЕБЕ НАМОЧИТЬ КОМНАТУ, В КОТОРОЙ СИДЯТ ЛЮДИ, ШУМЕТЬ, КРИЧАТЬ, НАПУСТИТЬ ХОЛОДНОГО, ЖАРКОГО ИЛИ ВОНЮЧЕГО ВОЗДУХА, СОВЕРШАТЬ ПОСТУПКИ, МЕШАЮЩИЕ И ВРЕДЯЩИЕ ДРУГИМ. НО ИЗ 1000 КУРИЛЬЩИКОВ НИ ОДИН НЕ ПОСТЕСНИТСЯ ТЕМ, ЧТОБЫ НАПУСТИТЬ НЕЗДОРОВОГО ДЫМА В КОМНАТЕ, ГДЕ ДЫШАТ ВОЗДУХОМ НЕКУРЯЩИЕ ЖЕНЩИНЫ, ДЕТИ. ЕСЛИ ЗАКУРИВАЮЩИЕ И СПРАШИВАЮТ ОБЫКНОВЕННО У ПРИСУТСТВУЮЩИХ: «ВАМ НЕ НЕПРИЯТНО?» ТО ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО ПРИНЯТО ОТВЕЧАТЬ: «СДЕЛАЙТЕ ОДОЛЖЕНИЕ» (НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО НЕКУРЯЩЕМУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЯТНО ДЫШАТЬ ЗАРАЖЕННЫМ ВОЗДУХОМ И НАХОДИТЬ ВОНЮЧИЕ ОКУРКИ В СКАНАХ, ЧАШКАХ, ТАРЕЛКАХ, НА ПОДСВЕЧНИКАХ ИЛИ ДАЖЕ В ПЕПЕЛЬНИЦАХ). НО ЕСЛИ БЫ ДАЖЕ НЕКУРЯЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ И ПЕРЕНОСИЛИ ТАБАК,ТО ДЕТЯМ-ТО, У КОТОРЫХ НИКТО НЕ СПРАШИВАЕТ, НИКАК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО ПРИЯТНО И ПОЛЕЗНО. А МЕЖДУ ТЕМ ЛЮДИ ЧЕСТНЫЕ, ГУМАННЫЕ ВО ВСЕХ ДРУГИХ ОТНОШЕНИЯХ КУРЯТ ПРИ ДЕТЯХ, ЗА ОБЕДОМ, В МАЛЕНЬКИХ КОМНАТАХ, ЗАРАЖАЯ ВОЗДУХ ТАБАЧНЫМ ДЫМОМ, НЕ ЧУВСТВУЯ ПРИ ЭТОМ НИ МАЛЕЙШЕГО УКОРА СОВЕСТИ.
Обыкновенно говорят, и я говорил, что курение содействует умственной работе. И несомненно, что это так, если смотреть только на количество умственной работы. Человеку, курящему и потому перестающему строго оценивать и взвешивать свои мысли, кажется, что у него вдруг сделалось очень много мыслей. Но это совсем не то, что у него сделалось много мыслей, а только то, что он потерял контроль над своими мыслями.
Когда человек работает, он всегда сознает в себе два существа: одного — работающего, другого — оценивающего работу. Чем строже оценка, тем медленнее и лучше работа, и наоборот. Если же оценивающий будет находиться под влиянием дурмана, то работы будет больше, но качество ее будет ниже.
«Если я не курю, я не могу писать. Мне не пишется, я начинаю и не могу продолжать», говорят обыкновенно, говорил и я. Что же это значит? А то, что тебе или нечего писать, или то, что ты сейчас хочешь уже написать, еще не созрело в твоем создании, а только смутно начинает представляться тебе, и оценивающий живущий в тебе критик, не одурманенный табаком, говорит тебе это. Если бы ты не курил, ты или оставил бы начатое и подождал времени, когда то, о чем ты думаешь, уяснилось бы тебе, или постарался бы вдуматься в то, что смутно представляется тебе, обдумал бы представляющиеся тебе возражения и напряг бы всё свое внимание на уяснение себе своей мысли. Но ты закуриваешь, судящий в тебе критик одурманивается, и задержка в твоей работе устраняется: то, что тебе трезвому от табаку казалось ничтожным, представляется опять значительным; то, что казалось неясным, уже не представляется таким; представлявшиеся тебе возражения скрываются, и ты продолжаешь писать, и пишешь много и быстро.
©
|
|
| |